Под специальными условиями, для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Особенности развития учащихся диагностируются ПМПК (психолого -медико – педагогической комиссией). К ним относятся нарушения зрения, речи (ТНР), опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС(расстройство аутистического спектра) и СДВГ, комплексные нарушения развития.
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников:
- глухие, 4 варианта;
- слабослышащие, 3 варианта;
- слепые, 4 варианта;
- слабовидящие, 3 варианта;
- с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта;
- с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта;
- с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта;
- с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта;
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3).