Нормативная база
Нормативные документы Федерального уровня
- Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериях оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования от 17 сентября 2021 г. № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся.
- Родителям о функциональной грамотности
-
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с
— в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
— инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
— участники исследования выполняют задания на компьютере;
— все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
— исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность. Способность человека понимать и использоватьписьменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научнаяграмотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность.Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативноемышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
- Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
- Что значит быть грамотным
- Как формировать функциональную грамотность
- Как развивать функциональную грамотность
- PISA. Учимся для жизни
-
Памятки:
- Памятка_1
- Памятка_2
- Что такое функциональная грамотность и как ее развивать 35 советов
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
Банк заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», размещенного в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам:
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
Электронный банк заданий по функциональной грамотности
Российская электронная школа. Мониторинг функциональной грамотности.
Функциональная грамотность в современном образовании
Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
Читательская грамотность Математическая грамотность Финансовая грамотность Естественнонаучная грамотность
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
Методические рекомендации для учителей и родителей
Рекомендации по формированию читательской грамотности
Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
Функциональная грамотность для педагога
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ методическая помощь педагогам
https://youtu.be/TMg8KeItUiU
https://youtu.be/Jl-8MOyDfSE
https://youtu.be/60nRwGDOE20